Блог

ПЦ "Преображение", Событие

ФЕСТИВАЛЬ ЗВОНАРЕЙ 2022

Дорогие братья и сестры! 19 июня 2022 года приглашаем вас на ежегодный праздник колокольного звона «Верзиловские перезвоны»! Вы сможете узнать об истории колоколов, услышать исторические и современные звоны в исполнении звонарей храмов Москвы и Подмосковья. В музыкальной части программы мероприятия выступление коллектива «Идеи джаза». Приглашаем всех желающих!

Организаторы фестиваля — приход Преображенского храма с. Верзилово и Московская школа звонарей Ильи Дроздихина.

Событие

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 6-ю ПО ПАСХЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.
Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.
Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.
Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.
Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.
Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).
Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.
Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

29 мая 2022 г. 15:35
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5931598.html

Приписные храмы, Событие

МОЛЕБЕН ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ В ХРАМЕ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ В ЖИЛЁВЕ

19 мая 2022 года, в четверг 4-ой седмицы по Пасхе, в строящемся в посёлке Жилёво храме блаженной Матроны Московской, являющимся приписным к Преображенскому храму села Верзилово г.о. Ступино, состоялось молебное пение перед началом строительных работ в текущем году. Богослужение возглавил благочинный ступинского церковного округа протоиерей Евгений Ряполов. Ему сослужили: иерей Владимир Зинчик, настоятель Преображенского храма с. Верзилово, протоиерей Алексий Калякин, настоятель Покровского храма с. Ситне-Щелканово,иерей Георгий Шмарин, настоятель Тихвинского храма г.Ступино, иерей Тихон Тимохин, настоятель Знаменского храма с. Старая Кашира. По окончании богослужения отец Евгений пожелал строителям храма Божией помощи в их трудах по молитвам блаженной Матроны Московской и призвал верующих к усердным молитвам. 

Событие

ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ПРИХОДЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА СЕЛА ВЕРЗИЛОВО

8 мая 2022 года, в концертном зале церковно-приходского дома Преображенского храма прошло мероприятие, посвящённое 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Зрителям был представлен литературно-музыкальный спектакль «Как это было..», повествующий о событиях военных лет. Мероприятие было подготовлено молодёжью прихода, преподавателями и учениками воскресной школы. В сам день праздника настоятель храма иерей Владимир Зинчик принял участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы в посёлке Жилёво у памятника павшим солдатам Великой Отечественной войны, расположенного в центре посёлка, и у братской могилы красноармейцев, находящейся вблизи станции Жилёво Павелецкого направления.

ПЦ "Преображение", Событие

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Дорогие братья и сестры! Приглашаем вас принять участие в праздновании 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Вашему вниманию будет представлен литературно-музыкальный спектакль «Как это было…», повествующий о событиях тех лет. Приходите с портретами и фотографиями ваших родных, воевавших на фронтах и тех, кто ковал нашу Победу в тылу.

Начало спектакля 8 мая в 13.00

Событие

ПАСХАЛЬНОЕ ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
В праздник Святой Пасхи рад обратиться ко всем вам с этим приветствием, которое на протяжении двух тысяч лет победно звучит в нашем мире.
Пасха — самый радостный и главный праздник для всех христиан. Мы прославляем Спасителя, Который, пережив страдания и мучительную казнь на Кресте, воскрес на третий день из мертвых, победил смерть и разрушил власть диавола над людским родом.
Пасха — это победа жизни над смертью, света над тьмой. Пасха — безусловное торжество любви Бога к человеку. Своим Крестным подвигом и славным Воскресением Христос даровал нам самое важное и ценное, чего только может искать душа, — единство с нашим Творцом, возможность быть и называться Его детьми, как о том говорит нам Священное Писание (1 Ин. 3:1).
Из Слова Божиего мы знаем, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Господь желает, чтобы и мы — Его чада — старались подражать Ему в этом, были всегда милостивы, добры и великодушны. Христос призывает каждого из нас стать свидетелем миру о Божественной Правде и делиться теплом нашей любви с ближними и дальними, особенно же с теми, кто страдает и нуждается в помощи, внимании и заботе.
Для этого сейчас имеется немало возможностей. Многие священнослужители, сестры милосердия, монашествующие, добровольцы принимают активное участие в помощи пострадавшим от боевых столкновений. Сердечно благодарю тех, кто несет это важное служение, и призываю всех, кто может, мои дорогие, принять посильное и многообразное участие в этих трудах.
В Пасхальную неделю будет проводиться специальная общественная акция «Фестиваль дарения». Этот проект позволит каждому желающему поделиться своей пасхальной радостью с другими людьми и помочь нуждающимся.
Радость о Воскресшем Спасителе — это светлое чувство не только одного или нескольких дней в году. Из духовного опыта многие христиане знают, что пасхальная радость способна наполнить смыслом каждый день жизни. Тогда в свете Воскресения меркнут все печали и скорби земного пути. Тогда из души уходят страхи, тревоги и уныние, ведь Господь действительно близок (см. Флп. 4:5), по слову апостола.
В эти святые дни желаю вам неиссякаемой духовной радости, здравия, мира и укрепления в вере. Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи Божией, свидетельствуя, что
Воистину Воскресе Христос!

24 апреля 2022 года

http://www.patriarchia.ru/db/text/5919944.html

Событие

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ПОДОЛЬСКОГО И ЛЮБЕРЕЦКОГО АКСИЯ

Возлюбленные о Господе священнослужители,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сёстры!
Христос Воскресе!
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Светлой Пасхи! Христос Воскресе из мертвых! – и попрана смерть, и торжествует жизнь, и обновляется мир, наполненный пасхальной радостью.
Сегодня мы вновь становимся участниками этого великого мироспасительного события, о котором святитель Амвросий Медиоланский сказал, что оно «для умерших есть жизнь, для грешников – отпущение, для святых – слава!» Мы прошли непростое поприще Великого поста вместе со Спасителем, внемля словам Его проповеди. По мере сил постом и молитвой мы приготовили свою душу к «празднику праздников и торжеству торжеств» (ирмос 8-й Пасхального канона). И сегодня, подобно апостолам и жёнам-мироносицам, мы пришли к пещере, где погребено Тело Христово – чтобы найти это место пустым и узреть Воскресшего Спасителя. Здесь и сейчас, в большом городском соборе и маленьком деревенском храме, происходит главное чудо, на котором зиждется наша православная вера. Ведь, по слову апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).
Христос воскрес! И Церковь, прославляя Его, воспевает начало новой, вечной жизни, радость пребывания с Богом и следования за Христом Спасителем. Весть о Его Воскресении распространяется по всему миру, и вновь свет Солнца Правды озаряет всю землю. В дни празднования Христовой Пасхи просыпается после зимы природа, и всё живое славит Воскресение Христово. Так оживает и тянется к свету и наша душа, раскрываясь, как прекрасный цветок, согретая радостной пасхальной вестью.
Пусть в эти пасхальные дни наши сердца будут исполнены света, радости и торжества! Пусть праздник придёт в каждый дом, пусть не останется между нами распрей и непониманий, обид и огорчений. Прошу всех вас в это время с особым усердием совершать дела милосердия, помогать нуждающимся и страждущим, со вниманием относиться к тем, кому нужна наша забота.
Ежедневно молясь о мире всего мира, сегодня мы возносим особые молитвы о скорейшем примирении враждующих, об исцелении раненых и упокоении погибших, о возвращении к мирной жизни. Приходы нашей епархии собирают гуманитарную помощь для беженцев и пострадавших, и я с благодарностью отмечаю, что многие из вас также внесли свою лепту в это благое дело.
Чуть более года я совершаю архипастырское служение на подмосковной земле, возглавляя образованную 13 апреля 2021 года Подольскую епархию. Мне удалось посетить многие приходы и познакомиться с духовенством, монашествующими и мирянами всех благочиний нашей епархии. Отрадно видеть среди вас настоящих тружеников нивы Христовой, добрых пастырей, их верных помощников и активных прихожан, усердных молитвенников и истинных христиан. За сравнительно небольшое время мы с вами стали не только собратьями во Христе, но и добрыми друзьями и соработниками, щедрыми на взаимную помощь и молитву.
От всей души благодарю каждого из вас за ревностное служение Церкви Христовой и народу Божию и, вторя словам апостола Павла, желаю достойно «проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2).
Всемилостивый Господь да сохранит вас на многая и благая лета!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+Аксий, архиепископ Подольский и Люберецкий
Пасха Христова
2022 год
Подольск

Курсы звонарей, ПЦ "Преображение", Событие

НАБОР НА КУРСЫ ЗВОНАРЕЙ 2022

Дорогие братья и сестры!

Объявляется набор слушателей на курсы церковных звонарей. Занятия будут проходить по субботам с 13.30 до 16.30. Курс рассчитан на 8 недель. Начало занятий 21 мая 2022 года. По окончании обучения и по результатам проверочной работы слушатели получат Свидетельство об окончании курсов установленного образца.

Записаться можно по электронной почте vestnikpr@gmail.com оставив Ваши имя, отчество, фамилию и контактный телефон, или по телефону +7 915 384 6788, или в церковной лавке храма.

Событие

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 4-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ГЛАВНОМ ХРАМЕ ВС РФ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье на языке церковного Устава именуется неделей, в которую мы вспоминаем замечательные подвиги синайских отцов, и среди них — святого преподобного Иоанна Лествичника, который с 17 до 70 лет жил в монастыре на горе Синай. Жил уединенно, пребывая в молитве, в посте, но одновременно внимательно наблюдал и за самим собой, за своим духовным состоянием, но также и за состоянием тех людей, с которыми ему приходилось встречаться. Результатом этих наблюдений, результатом молитв и поста явилась замечательная книга, которую написал преподобный Иоанн. Он назвал ее «Лестница» или, по-славянски, «Лествица».

Куда же ведет эта лестница? Лестницы всегда ведут вверх или вниз, то есть по вертикали. По лестнице невозможно перемещаться по горизонтали — это инструмент, который помогает либо подняться вверх, либо опуститься вниз. И вот святой преподобный Иоанн пишет о том, как нужно восходить по жизненной лествице, что нужно делать, чтобы человек с каждым шагом становился лучше, чище, умнее, прозорливей, как стяжать все то, что дает человеку подлинную силу.

Нам иногда кажется, что силу дают деньги. Действительно, деньги могут порой давать силу, а как кончились деньги, то и сила кончилась. А иногда деньги заканчиваются при трагических обстоятельствах, и человек в результате больше страдает, чем радуется. Нельзя опираться на деньги и богатства в надежде, что они помогут подниматься по лестнице вверх. Если же мы создаем богатство внутри себя, если мы формируем богатый внутренний мир, который не подвластен внешним влияниям, то можно оставаться бедным, но быть богатым внутри. И сколько же таких замечательных примеров известно! Многие из бедных материально, но богатых внутренне людей стали, например, великими учеными. Вспомним, что замечательный ученый Ломоносов происходил из поморов, жил в молодости на севере, был совсем небогатым человеком, но каких высот он достиг, став первым русским академиком, основоположником российской академической школы!

Внутренняя сила человека, даже при стесненных внешних обстоятельствах, толкает его вверх подобно водороду, который поднимает предметы над землей, преодолевая земное тяготение. Потому что водород — это легкий газ, и если наполнить им какой-то объем, то этот объем устремится кверху; а если объем очень большой, то он и груз с собой возьмет. Вот очень важно, чтобы человек в течение своей жизни наполнял себя таким внутренним содержанием, которое постоянно поднимает человека вверх, дает ему силу — силу духа, силу разума, силу воли, силу чувств.

Может быть, кто-то скажет: а причем тут чувства? А чувства занимают очень важное место в человеческой жизни. Самое великое и святое чувство, которым Бог одарил человека, — это чувство любви. И мы знаем, какие чудеса творит это чувство, эта внутренняя сила. Жертвенная любовь матери к ребенку — такая, что мать может жизнь свою отдать, не задумываясь, за дитя свое. А замечательные пример союза мужчины и женщины, мужа и жены, которые создают сильную семью и на протяжении десятилетий сохраняют любовь, преодолевая искушения, — потому что сила чувств велика! И если мы говорим сегодня о духовных подвигах, в том числе вспоминая синайских подвижников — Иоанна Лествичника и прочих, — то ведь они через свои подвиги, через свое самоограничение, через пост, через молитву достигали того, что становились очень сильными, мудрыми, обретали очень сильные чувства. Они любили окружающий мир, любили людей такой любовью, что их сердце было открыто для всех. А если бы не было так, то никто бы на Синай не ездил, с тем чтобы прикоснуться к святости. Никто ведь не приходит за водой к пустому колодцу, и если не изливается чувство любви вовне, то кто же пойдет к человеку, который говорит о любви, но на самом деле вовсе и не любит?

Святые отцы синайские, в том числе преподобный Иоанн Лествичник, учат нас тому, как можно стяжать великие духовные богатства, в том числе веру, надежду и самое великое богатство — любовь. Размышляя над тем, как складывается жизненный путь человека, преподобный Иоанн и написал свою замечательную книгу, назвав ее «Лестницей»: что и как человек должен делать, чтобы восходить вверх, а не падать вниз, так чтобы в конце концов, на высших ступенях этой лестницы обрести веру, надежду и настоящую любовь.

С чего же предлагает начать преподобный Иоанн? Удивительно: с самого начала он говорит о суете. Суета — каждый из нас знает, что это такое. Суета — это погубленное время. Суета поглощает наше внимание, наши ум, волю, чувства, а на выходе, как говорят инженеры, сигнала нет. Впустую прошло время — значит, просуетились, ничего не сделали. Нам только кажется, что делали, а делали то, что не имеет отношения к восхождению человека. И неслучайно «Лествица» начинается именно с того, что преподобный Иоанн ограждает нас своими словами от суеты, от пустого времяпрепровождения. Ведь время — это величайшая ценность. Когда мы говорим о времени величиной в жизнь, мы говорим: «Жизнь — это ценность». Но жизнь — это в первую очередь время, и жизнь может быть абсолютно лишена ценности, если время жизни ты погубишь, если не сделаешь главного, что должен был сделать, если это время пройдет в суете, пустоте, никчемности.

Преподобный Иоанн и помогает нам сегодня понять: для того чтобы восходить вверх духовно, интеллектуально, да и во всех иных отношениях, первое, что нужно истребить из своей жизни, — это суета, пустое времяпрепровождение. Это не значит, что нужно, как теперь говорят, вкалывать все время. Совсем нет! Человек не может жить без отдыха. Несомненно, нужно работать, потому что все мы призваны к тому, чтобы трудиться; но должно быть и время отдыха, и оно должно быть посвящено, прежде всего, самому себе. Мы должны отдыхать так, чтобы в результате отдыха укрепились наши физические, духовные и интеллектуальные силы. Если же этого не происходит, значит, и отдыха не было, а была суета. А победа над суетой дает возможность построить правильную систему координат, где непременно есть вертикальное измерение. И для того чтобы замерить нашу способность двигаться по вертикали, восходить вверх, мы должны внимательно наблюдать за самими собой, за своими мыслями, за своими поступками. А если видим, что происходящее с нами не имеет никакого отношения к нашему восхождению, значит, это та самая суета, о которой предупредил нас великий синайский старец.

Иоанн Лествичник действительно запечатлелся в памяти всей Церкви как великий провидец. Тот, кто помог очень многим правильно построить свою жизненную траекторию, которая должна непременно вести вверх — к небу, к звездам, к Богу, без Которого вообще не может быть ничего правильного и несуетливого.

Я очень радуюсь тому, что имел сегодня возможность совершить Божественную литургию в этом прекрасном храме, в присутствии наших военнослужащих. Сегодня Отечество наше переживает непростое время. Сегодня вновь с наименованием «военный человек» связано пребывание не только в мирном состоянии, но также и пребывание на поле брани. К счастью, Отечество наше не так часто сталкивается с полем брани, но не иссякает приход в Вооруженные силы молодых людей, которые стремятся стать офицерами, которые стремятся посвятить свою жизнь защите Отечества. И если в мирное время это можно объяснить какими-то привилегиями или материальными соображениями, то в военное время служба в Вооруженных силах — это настоящий подвиг, а именно такое время мы сейчас переживаем. Служба требует готовности от каждого, кто принял присягу, защищать Родину, не жалея жизни своей; и поэтому сегодня особая молитва наша о Вооруженных силах, о наших воинах, с которыми связывается надежда на безопасность, на свободу, на подлинную независимость нашей страны.

Сегодня слово «независимость» часто прилагается почти ко всем странам мира. Но это неправильно, потому что большинство стран мира находятся сейчас под колоссальным влиянием одной силы, которая сегодня, к сожалению, противостоит силе нашего народа. И поелику это так, поелику там большая сила, то и мы должны быть очень сильными. Когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, Вооруженные силы — но не только. Весь наш народ сегодня должен проснуться, встрепенуться, понять, что наступило время особенное, от которого может зависеть историческая судьба нашего народа.

Именно поэтому я сегодня именно здесь, в этом храме, совершал Божественную литургию — чтобы встретиться в первую очередь с представителями наших Вооруженных сил, обратиться к ним, а через них — ко всей нашей армии, к флоту, ко всем защитникам Отечества, чтобы они сознавали историческую важность переживаемого момента. Еще и еще раз хочу сказать: мы миролюбивая страна и очень миролюбивый, многострадальный народ, который пострадал от войн так, как мало кто из европейских народов. У нас нет никакого стремления к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причинить вред другим. Но мы уж так воспитаны всей нашей историей, что любим свое Отечество и будем готовы защищать его так, как только русские могут защищать свою страну.

Когда я говорю эти слова, я вовсе не произношу какие-то пустые комплименты. Я отталкиваюсь от истории нашего народа, от истории наших Вооруженных сил. Ведь мы сломали хребет фашизму, который, несомненно, победил бы мир, если бы не Россия, если бы не подвиг нашего народа. Да поможет нам Господь и сегодня, чтобы мы, будучи мирными, миролюбивыми и скромными людьми, были вместе с тем готовы — всегда и при любых обстоятельствах — защитить свой родной дом.

Конечно, когда я говорю все это, я не перестаю чувствовать тревогу за всех людей, которые живут в тех местах, где сегодня происходят военные столкновения. Ведь все это — люди и народы Святой Руси, всё это наши братья и сестры. Но, как в средние века, желая ослабить Русь, разные силы сталкивали братьев друг с другом, погружая их в междоусобную брань, так происходит и сегодня. А потому нужно сделать все, что мы только можем сделать, чтобы прекратилось кровопролитие и чтобы не было опасности междоусобной брани со всеми ее последствиями. Но при этом мы должны быть верны — когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, военнослужащих — своей присяге и готовности «душу свою положить за други своя», как свидетельствует о том слово Божие.

В память о пребывании сегодня в этом храме я бы хотел преподнести образ святого Феофана, Затворника Вышенского, с мощами. Скажу несколько слов об этом человеке. Святитель Феофан жил сравнительно недавно, в XIX веке. Был человеком высокообразованным, прекрасным писателем, жил он в пустыни, в уединении, но к нему обращались люди за добрым советом, за молитвой. а многие из тех, кто соприкасался со святителем Феофаном, обретали чудесную помощь. И я подумал, что было бы хорошо поместить его образ в этом храме, потому что этот угодник Божий отделен от нас совсем коротким, в историческом масштабе, временем. Пусть святитель Феофан молитвами своими перед лицом Божиим защищает и народ наш, и Церковь нашу.

Всех вас, мои дорогие — Преосвященные владыки, отцы, братья, сестры, военнослужащие, военачальники, молодежь наша, — я еще и еще раз сердечно приветствую и поздравляю с этим воскресным днем и желаю всем нам сохранить силу духа, способность молиться и за Отечество, и за самих себя, способность всегда сохранять внутреннюю силу, которая может транслироваться в разные жизненные ситуации, в том числе умножая мощь наших Вооруженных сил. Пусть Господь хранит землю нашу, Отечество наше на многая и благая лета! Аминь.

3 апреля 2022 г.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5914188.html

Событие

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом и даже когда священники в этот день проповедуют, акцент делается на расслабленном — на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, — о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие.

Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Нет подлинных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явившийся в теле человеческом, все делает для рода человеческого как Богочеловек, соединяя Божественное и человеческое, Божественную благодать с человеческой волей, с человеческой энергией. А без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда.

А если посмотреть на историю Церкви или, несколько сузив масштаб, на историю нашей Русской Православной Церкви, то сочетание Божественной воли, Божественной силы и воли человека становится совершенно очевидно и ощутимо. Вспомним, например, страшное нашествие монголо-татар. Они покорили пол-Европы, так что Русь оказалась внутри огромной территории, которую ордынский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-политическую силу, контролировавшую необъятные пространства Евразии. Но что же произошло? Преподобный Сергий, смиренный старец, благословляет Дмитрия Донского, мужественного князя и воина, идти и дать бой этой непобедимой татаро-монгольской рати. Наверное, если бы ситуацию оценивал кто-то из современных аналитиков, то он бы сказал так: «Ну что ж, благословил на верную смерть». Потому что никаких шансов на победу не было — настолько могущественной была армия оккупантов; но по молитвам немощного, но святого старца, по молитвам Церкви Дмитрий Донской одерживает победу. И ведь одерживает не чудом, не ангелы с мечами спустились с неба, но одерживает победу благодаря мужеству, силе, смелости своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним — и вся Церковь.

А страшное Смутное время, когда народ впал в беспамятство, когда были потеряны все жизненные ориентиры, так что страна была готова признать любого сильного внешнего правителя, даже оккупанта? Всерьез говорили о том, что надо польского короля привлечь на русский престол, и ведь значительная часть русской аристократии склонялась к такому решению проблемы! Стоят поляки в Москве, захватили столицу — а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они западный, просвещенный народ — стоит ли нам сопротивляться? Давайте пригласим Сигизмунда на царство, или его сына Владислава, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопасности и мире с Европой!

Может быть, так бы и произошло, но был Патриарх Гермоген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от иноплеменного гнета Русскую Церковь и русский народ. И молитвой этого человека, приумноженной молитвами многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупации, но и предотвратил роковой разворот в истории нашего народа, который, несомненно, привел бы к цивилизационным изменениям, страшным для нашей культуры и нашего самосознания.

Перечень подобных испытаний можно продолжить. Произошло страшное событие на Руси — революция, попытка смести всю духовную жизнь народа. И как новый гимн звучал: всё разрушим, а затем… Что затем? Построим новый мир? А на каком фундаменте? Разве можно построить здание без фундамента? Снести легко, а вот построить без фундамента новое здание невозможно. Но ведь взбудоражили лжеучителя народ наш этой идеей до основания всё разрушить, а потом построить новый мир, и Бог знает, что бы произошло, ведь в первую очередь удар наносился по Русской Церкви как хранительнице веры и национального самосознания. Именно Церковь — в основе русской культуры, история Церкви — в сердце истории русского народа. И тогда Патриарх Тихон при поддержке духовенства и народа Божиего делает выбор в пользу сохранения Церкви и благочестия. Его заключают в темницу, но он не отступает от своей линии, и, хотя ему приходилось находить слова, которые помешали бы опуститься руке с занесенным над Церковью мечом, эти слова никогда не расходились с его совестью и совестью православного благочестивого народа.

Мы видим, как актуализируется в нашей истории рассказ о парализованном, которого люди принесли к Спасителю. Во всех этих исторических сюжетах, на которых я сегодня остановился, несомненно присутствовала благодать Божия. Но ведь присутствовали и конкретные люди, чьи имена мы вспоминали.

Вот и сегодня, когда Церковь наша переживает тяжелейший период, по крайней мере в новейшей истории, когда многие силы пытаются разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страдают люди на Украинской земле, — мы должны, как преподобный Сергий, как Патриарх Ермоген, как Патриарх Тихон, в первую очередь молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира. О том, чтобы, несмотря на политические границы, которые пролегли на теле исторической Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опознавали друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разрушалась система общих ценностей, чтобы никогда не поднимался меч одного брата против другого.

Сегодняшнее евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, — не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: «Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ». А Патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой исторической правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего национального самосознания. А применительно к нашему народу скажу: мы не теряли и единой православной веры.

И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населяют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, представителей этих трех народов, связывает также единая славянская культура и практически единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молиться друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата. А потому мы все должны молиться за мир, за благостояние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Крещения, который соединен общностью веры и общностью исторической судьбы.

Молитвами святых угодников Божиих, начиная с князя Владимира, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благоверных Бориса и Глеба, преподобых Киево-Печерских и всех святых, которые включены в дивную единую традицию Русского Православия, да хранит Господь в духовном единстве народ наш и Церковь нашу, великую хранительницу духовной культуры и веры православной, которая и сформировала единый народ единой Святой Руси.

20 марта 2022 г. 16:04
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909901.html