Блог

Событие

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом и даже когда священники в этот день проповедуют, акцент делается на расслабленном — на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, — о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие.

Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Нет подлинных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явившийся в теле человеческом, все делает для рода человеческого как Богочеловек, соединяя Божественное и человеческое, Божественную благодать с человеческой волей, с человеческой энергией. А без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда.

А если посмотреть на историю Церкви или, несколько сузив масштаб, на историю нашей Русской Православной Церкви, то сочетание Божественной воли, Божественной силы и воли человека становится совершенно очевидно и ощутимо. Вспомним, например, страшное нашествие монголо-татар. Они покорили пол-Европы, так что Русь оказалась внутри огромной территории, которую ордынский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-политическую силу, контролировавшую необъятные пространства Евразии. Но что же произошло? Преподобный Сергий, смиренный старец, благословляет Дмитрия Донского, мужественного князя и воина, идти и дать бой этой непобедимой татаро-монгольской рати. Наверное, если бы ситуацию оценивал кто-то из современных аналитиков, то он бы сказал так: «Ну что ж, благословил на верную смерть». Потому что никаких шансов на победу не было — настолько могущественной была армия оккупантов; но по молитвам немощного, но святого старца, по молитвам Церкви Дмитрий Донской одерживает победу. И ведь одерживает не чудом, не ангелы с мечами спустились с неба, но одерживает победу благодаря мужеству, силе, смелости своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним — и вся Церковь.

А страшное Смутное время, когда народ впал в беспамятство, когда были потеряны все жизненные ориентиры, так что страна была готова признать любого сильного внешнего правителя, даже оккупанта? Всерьез говорили о том, что надо польского короля привлечь на русский престол, и ведь значительная часть русской аристократии склонялась к такому решению проблемы! Стоят поляки в Москве, захватили столицу — а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они западный, просвещенный народ — стоит ли нам сопротивляться? Давайте пригласим Сигизмунда на царство, или его сына Владислава, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопасности и мире с Европой!

Может быть, так бы и произошло, но был Патриарх Гермоген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от иноплеменного гнета Русскую Церковь и русский народ. И молитвой этого человека, приумноженной молитвами многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупации, но и предотвратил роковой разворот в истории нашего народа, который, несомненно, привел бы к цивилизационным изменениям, страшным для нашей культуры и нашего самосознания.

Перечень подобных испытаний можно продолжить. Произошло страшное событие на Руси — революция, попытка смести всю духовную жизнь народа. И как новый гимн звучал: всё разрушим, а затем… Что затем? Построим новый мир? А на каком фундаменте? Разве можно построить здание без фундамента? Снести легко, а вот построить без фундамента новое здание невозможно. Но ведь взбудоражили лжеучителя народ наш этой идеей до основания всё разрушить, а потом построить новый мир, и Бог знает, что бы произошло, ведь в первую очередь удар наносился по Русской Церкви как хранительнице веры и национального самосознания. Именно Церковь — в основе русской культуры, история Церкви — в сердце истории русского народа. И тогда Патриарх Тихон при поддержке духовенства и народа Божиего делает выбор в пользу сохранения Церкви и благочестия. Его заключают в темницу, но он не отступает от своей линии, и, хотя ему приходилось находить слова, которые помешали бы опуститься руке с занесенным над Церковью мечом, эти слова никогда не расходились с его совестью и совестью православного благочестивого народа.

Мы видим, как актуализируется в нашей истории рассказ о парализованном, которого люди принесли к Спасителю. Во всех этих исторических сюжетах, на которых я сегодня остановился, несомненно присутствовала благодать Божия. Но ведь присутствовали и конкретные люди, чьи имена мы вспоминали.

Вот и сегодня, когда Церковь наша переживает тяжелейший период, по крайней мере в новейшей истории, когда многие силы пытаются разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страдают люди на Украинской земле, — мы должны, как преподобный Сергий, как Патриарх Ермоген, как Патриарх Тихон, в первую очередь молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира. О том, чтобы, несмотря на политические границы, которые пролегли на теле исторической Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опознавали друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разрушалась система общих ценностей, чтобы никогда не поднимался меч одного брата против другого.

Сегодняшнее евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, — не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: «Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ». А Патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой исторической правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего национального самосознания. А применительно к нашему народу скажу: мы не теряли и единой православной веры.

И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населяют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, представителей этих трех народов, связывает также единая славянская культура и практически единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молиться друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата. А потому мы все должны молиться за мир, за благостояние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Крещения, который соединен общностью веры и общностью исторической судьбы.

Молитвами святых угодников Божиих, начиная с князя Владимира, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благоверных Бориса и Глеба, преподобых Киево-Печерских и всех святых, которые включены в дивную единую традицию Русского Православия, да хранит Господь в духовном единстве народ наш и Церковь нашу, великую хранительницу духовной культуры и веры православной, которая и сформировала единый народ единой Святой Руси.

20 марта 2022 г. 16:04
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/5909901.html

Событие

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.

История, которая была пройдена нашей Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей. Соприкасаясь с той или иной жизненной трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще всего считаем себя несчастными; те, кому не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что — поверхностным и второстепенным. История Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни.

Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь, нередко под пытками, под издевательствами. Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может вынести, но именно они — апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники, святые отцы — донесли до нас веру Христову. Поэтому в день Торжества Православия мы вспоминаем в первую очередь их святые имена и молимся соборно о всех тех, кто жизнью своей, словом своим, мыслью своей, чудесами своими и подвигами своими сохранил и приумножил веру, передал ее последующим поколениям, включая нас, ныне живущих на земле людей.

Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. После VII Вселенского Собора, который утвердил веру Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и спасительно, что почитание икон должно быть частью духовной жизни, в Византийской империи сменилась государственная власть. Пришел император, который под влиянием различных политических обстоятельств, в том числе всматриваясь в опыт других монотеистических религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что для консолидации многонациональной империи лучше всего отказаться от иконопочитания. И началось не просто искоренение икон, но настоящий вандализм: шедевры церковного искусства уничтожались, дивные фрески стирались или закрашивалось орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А поелику так думал и так верил император, то, по закону тогдашней политической жизни «чье царство, того и вера», и подчиненные должны были верить так же. Но поскольку отрицание иконопочитания противоречило соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, жестокие гонения. И все-таки Господь приклонил милость Свою, испытав народ Византии на верность Ему. Через приход во власть благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено, как соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила Церковь Православная.

Казалось бы, как же сильна зависимость Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Вот эта зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую власть, есть самая опасная зависимость. Все члены Церкви — законопослушные люди, мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за собой право выбора — в том случае, если власть становится безбожной и принуждает христианина к отречению от веры или, как было в случае с иконоборчеством, впадает в ересь и принуждает своих подчиненных идти за ней.

Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». И, конечно, находятся люди, как то было во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной власти, — «как бы чего не произошло, как бы батюшку не лишили хорошего прихода, как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве оккупантам», и так далее, и так далее…

Всем тем, кто «колеблется вместе с колебанием власти», нужно сказать: но ведь наша Церковь прошла через испытания этим самым колебанием и выжила, несмотря на гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы должны сказать: мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так и будет на Украинской земле, хотя сегодня даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным страха ради иудейска (Ин. 19:38).

Мы никого не осуждаем, но своим скорбящим сердцем я хочу понять таких людей. Вместе с тем я сознаю: если кто в малом неверен, то ведь он и в большом может быть неверен (см. Лк. 16:10). Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. Мы молимся и будем молиться за Украинскую Православную Церковь, чтобы Господь уразумил и укрепил епископат наш, духовенство наше, чтобы никакие позорные, оскорбительные клички, которые сегодня носители радикальных взглядов налагают на наших православных людей, обвиняя их в некоем пособничестве чуть ли не оккупантам, чтобы вся эта скверна не омрачала их души. Нужно помнить, что все мы принадлежим Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той самой Церкви, что и в Москве, и в Киеве; нашей Поместной Церкви, мученице и исповеднице. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.

Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. 13 марта 2022 г. 15:03

http://www.patriarchia.ru/db/text/5908325.html

Событие

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нем врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейшем владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберег их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. 9 марта 2022 г. 13:44

http://www.patriarchia.ru/db/text/5907484.html

Событие

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нем врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейшем владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберег их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. 9 марта 2022 г. 13:44

http://www.patriarchia.ru/db/text/5907484.html

Событие

ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА 24,02,2022

ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА 24 ФЕВРАЛЯ 2022 г. 18:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.

Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда.

Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.

Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.

Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту.

Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.

Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/5903795.html

ПЦ "Преображение"

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ СЛАВИТЕ, ХРИСТОС С НЕБЕС ВСТРЕЧАЙТЕ!… ПОЙТЕ ГОСПОДУ ВСЯ ЗЕМЛЯ!

Добрый день! «Приключения в Рождественскую ночь»  На святках учащиеся воскресной школы Преображенского храма села Верзилово показали цикл представлений, посвящённых Рождеству Христову. На музыкально-литературных композициях присутствовали ученики воскресной школы и их родители, прихожане храма, учащиеся Верзиловской, Жилевской и Шугаровской средних школ.  Во время представлений артисты активно взаимодействовали со зрителями в формате игры, рассказывали и о событиях праздника Рождества Христова, а также и о том, как любовь к Богу может победить Жадность, Ссору и Зависть, которые были действующими лицами спектакля.  «Ребята играли с душой. Видно было, что получали удовольствие от того, что делают, что говорят. Радостно, что и события Рождества Христова, и в целом тема Православия, им интересна и близка. В подборе костюмов они тоже принимали активное участие. Говорили не только свои пожелания, но и варианты элементов одежды, аксессуаров. Они стали соавторами того действия, в которое им предложили включиться взрослые. В процессе подготовки они проявляли ответственность, что показывает их как личности. Интересные и яркие дети. Верю, что с Божьей помощью всё у них в жизни будет хорошо. А театр будет им хорошим подспорьем и интересным делом в их жизни»,—говорит Карташова Елена Юрьевна-руководитель художественных проектов воскресной школы.

Событие

НОВОСТИ ПРИХОДА

Дорогие братья и сестры!

Всех поздравляем с наступившим праздником Рождества Христова!

В нашем храме прошли праздничные богослужения и детский рождественский праздник » Путешествие в Рождество «, подготовленный преподавателями, учениками воскресной школы и молодёжью прихода.

Христос рождается-славите! Христос с Небес- встречайте!

Событие

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА ПОДОЛЬСКОГО И ЛЮБЕРЕЦКОГО АКСИЯ

Возлюбленные служители Алтаря Господня,

иноки и инокини!

Дорогие братья и сёстры!

Наступают светлые дни, когда мы с ликованием сердец празднуем спасительное событие мировой истории – Рождество Христово. Святое Евангелие раскрывает нам трогательные и исполненные глубочайшего богословского смысла образы, повествующие о Боговоплощении, пришествии в мир Сына Божия. Размышляя об этой непостижимой и великой тайне, преподобный Ефрем Сирин писал: «Неизреченно рождение Твое, Господи, никаким языком не может быть сказано; недомыслимо оно для Вышних Ангелов, превыше всякой мудрости, <…> неописуемо, неумопредставляемо»!

В смиренных пеленах в вертепе Вифлеемском просияло богатство Божества (ипакои Рождества). Пришли поклониться Богомладенцу и окрестные пастухи, и прибывшие издалека с дарами восточные мудрецы, которых к месту Рождества привела пророчески предвозвещённая звезда. Ангелы небесные славили Господа, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Священномученик Серафим Звездинский говорил, что Христос «принёс новую жизнь», и что данный Им мир «изобильным источником течёт в Церкви Православной, во всех Таинствах её чудных, во всех её уставах, повелениях светлых».

Рождественское торжество никого не оставляет равнодушным, охватывая весь мир. В этот день, как говорил священномученик Фаддей Успенский, даже «охолодевшие души оттаивают, всё омертвевшее в них как будто чувствует прикосновение» воплотившегося Бога. Благодать Родившегося Христа имеет силу всепобеждающую, ибо открывает перед человечеством путь ко спасению и стяжанию вечности в Царствии Небесном. «Всё смирись, всё пади в прах пред безмерным смирением <…> Владыки всех, Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной» – писал в своём дневнике праведный Иоанн Кронштадтский.

Мы живём в счастливое и благословенное время, когда церковная проповедь ничем не ограничена и имеются возможности для развития всех направлений нашего служения обществу. В минувшем году определением Священного Синода на территории Подмосковья была образована Московская митрополия, объединяющая пять епархий, одной из которых является наша Подольская. Хочу пожелать всем труженикам нивы церковной в новых условиях не ослабевать в усердии, неустанно совершать благовестие Божие с великим подвигом (1 Фес. 2:2), имея особое попечение о духовно-нравственном воспитании и просвещении подрастающего поколения. Помните, насколько ваша работа ответственна и необходима людям.

Сегодня мы возносим сугубые молитвы и о скорейшем избавлении от вредоносного поветрия – коронавирусной инфекции. Со словами глубокой признательности обращаюсь к медицинским работникам, самоотверженно отдающим все силы исцелению болящих, к священнослужителям, несущим духовное попечение о страждущих, и ко всем, кто совершает своё служение ближним в это непростое время.

Сердечно благодарю всех вас, дорогие братья и сёстры, за жертвенные и плодотворные труды в минувшем году, желаю помощи от Родившегося Господа в вашем служении Святой Церкви и поздравляю со светлым праздником Рождества Христова и Новолетием!

Благословение и милость Богомладенца Христа да пребудут со всеми вами!

+АКСИЙ, АРХИЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ И ЛЮБЕРЕЦКИЙ

Рождество Христово

2022 г.

Подольск

Событие

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.

В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.

Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.

Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел.

Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стесненных обстоятельствах — в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой (тропарь Предпразднства), потому что Ее сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала все вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорожденному Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь. Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели все в черном цвете.

Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает все творение — и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), — ощутим себя окруженными любовью Божией и объединенными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой (Мф. 11:28). Приходит — и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше — чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом.

Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже все сделал для нашего спасения. Нам остается только принять Его любовь и ответить на нее своими поступками — жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности.

Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. «Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, — свидетельствует святитель Лев Великий, — ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение» (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлет всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезей спасения. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2021/2022 г.

Москва

Воскресная школа, Событие

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

Дорогие братья и сестры!

19 сентября в 15.00 в приходском доме состоится родительское собрание воскресной школы Архангела Михаила, Преображенского храма с. Верзилово.

Приглашаем родителей учащихся и желающих учиться.