Событие

Рождество Христово

🌟С приближением Рождества Христова СМИ напоминают нам о двух разных датах его празднования: 25 декабря («не наше») и 7 января («наше»). 25 декабря нередко называют «католическим Рождеством»: в европейских странах и на американском континенте сегодня рождественские торжества. Но только ли у католиков сегодня праздник?

Сегодня Рождество Христово встречают и протестанты – представители христианских деноминаций, в разное время отделившихся от католичества. Но также 25 декабря родившегося Христа славят 10 из 15 поместных православных Церквей: Константинопольский Патриархат, Александрийская, Кипрская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Элладская, Албанская православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке. Все эти Церкви (кроме первых трёх) имеют евхаристическое общение с Русской Православной Церковью, однако живут по другому календарю. Вместе с нами ожидают 7 января только Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви, а также ряд монастырей Афона. Но говорить о том, что большинство православных христиан празднует Рождество сегодня, не приходится: общее их число не превышает 40 миллионов, тогда как паства поместных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, составляет около 136 миллионов.

Решение сохранить богослужебный юлианский календарь было принято не из упрямства, а по глубоким богословским причинам. На Поместном Соборе 1948 года было подтверждено: переход на новый календарь может нарушить единство Православия в расчёте праздника — Пасхи. Святитель Иоанн (Максимович) объяснял: «Церковь хранит календарь не потому, что он астрономически точен, а потому, что он освящён веками богослужебной жизни, связывает нас с отцами Церкви и сохраняет единство в праздновании Пасхи». Переход на новый стиль в поместных православных Церквах происходил в сложных исторических обстоятельствах: под давлением государственной власти, в условиях гонений или в попытке интегрироваться в западное общество. Это были непростые и подчас вынужденные решения, отделившие эти Церкви от единого календарного пространства.

Сейчас встречаются рассуждения о том, что было бы удобнее праздновать Рождество Христово 25 декабря, а потом Новый год. Но Церковь никогда не строила свою жизнь на удобстве. Напротив, церковные посты и праздники призваны нарушить нашу «удобную» мирскую жизнь, чтобы открыть пространство для духовного роста. Вопрос о последовательности праздников возник только после реформы Петра I, перенесшего начало года с 1 сентября на 1 января.

Различие между юлианским (старым) и григорианским (новым) календарями возникло не случайно. Юлианский календарь, введённый в 46 году до Рождества Христова, имеет погрешность: он длиннее солнечного года на 11 минут 14 секунд. Это означает, что каждые 128 лет календарь «отстаёт» на один день от астрономических сезонов. Григорианский календарь, появившийся в 1582 году, исправил эту ошибку. Государства переходили на новый календарь не сразу, а в течение нескольких столетий. Наша страна сделала это в начале 1918 года, а последней, в 2016 году, новое летосчисление приняла Саудовская Аравия.

Сегодня, чтобы перевести дату (от XX века до наших дней) из старого стиля в новый, нужно прибавить к ней 13 дней, в XIX веке для этого требовалось 12 дней, а в XVIII – 11. Например, А.С.Пушкин родился 26 мая 1799 года, а его день рождения мы празднуем 6 июня, прибавляя к исходной дате 11 дней. В дальнейшем разрыв будет увеличиваться: к 2100 году различие в календарях составит уже 14 дней, и в 2101 году впервые наши дети и внуки отметят Рождество Христово 8 января, а празднование дня рождения Пушкина «переедет» на 7 июня.

Но главное в ожидании праздника, конечно, не даты, а подлинное приготовление своего сердца ко встрече Спасителя. Сохраняя верность Преданию Церкви, мы поздравляем наших братьев и сестёр, которые встречают Рождество сегодня, но разделяют с нами одну веру во Христа — истинного Бога и Человека.

ответственный Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со СМИ в Подольском благочинии диакон Сергий Князькин