Событие

Подготовка к празднику

📒 Каждый двунадесятый праздник имеет периоды предпразднства и попразднства, в которые Церковь также воспевает прославляемое событие. Своими размышлениями об особенностях богослужебной подготовки к Рождеству Христову с нами делится клирик Троицкого кафедрального собора в Подольске диакон Андрей Сердюченко. Сегодня он, а также все, кто носит в крещении имя апостола Андрея Первозванного, отмечают день небесного покровителя.

Уникальность Рождества Христова в том, что несмотря на пятидневный период предпразднства, в который всё больше говорится о празднике, начиная со Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь начинает приоткрывать завесу, покрывающую Рождество Христово. С этого дня положено пение ирмосов рождественского канона: «Христос рождается – славите!». Однако чем ближе к празднику, тем на богослужении больше текстов, посвящённых Рождеству.

Профессор М.Н.Скабалланович в своём труде о Рождестве Христовом пишет, что ирмосы по общности своего содержания и отдалённости от них восхваляемого события могут служить лишь лёгким подготовлением к празднику. Между тем, продолжает профессор, ради усиления подготовки к празднику церковный устав вводит, кроме праздничных ирмосов, предпраздничные стихиры.

Их мы слышим накануне дня памяти апостола Андрея Первозванного за вечерним богослужением:

Иса‌ие, лику‌й, Сло‌во Бо‌жие восприими‌,/ прорцы‌ Отрокови‌це Мари‌и/ купину‌ горе‌ти огне‌м/ и не сгара‌ти заре‌ю Божества‌./ Вифлее‌ме, благоукраси‌ся,/ отве‌рзи врата‌, Еде‌ме,/ и волсви‌, иди‌те/ ви‌дети Спасе‌ние, в я‌слех повива‌емое,/ Его‌же звезда‌ показа‌ верху‌ верте‌па, жизнода‌вца Го‌спода,/ спаса‌ющаго род наш.

Ио‌сифе, рцы нам:/ ка‌ко от святы‌х, Ю‌же прия‌л еси‌, Де‌ву/ непра‌здну приво‌диши в Вифлее‌м?/ Аз,– глаго‌лет,– проро‌ки испыта‌в/ и отве‌т прии‌м от Ангела, уве‌рихся,/ я‌ко Бо‌га роди‌т Мари‌я несказа‌нно,/ Его‌же на поклоне‌ние волсви‌ от восто‌к прии‌дут,/ с да‌ры честны‌ми служа‌ще./ Воплоти‌выйся нас ра‌ди,/ Го‌споди, сла‌ва Тебе‌.

Восприими‌, Вифлее‌ме, Бо‌жию митропо‌лию,/ Свет бо незаходи‌мый в тебе‌ роди‌тися прихо‌дит./ А‌нгели, удиви‌теся на Небеси‌;/ челове‌цы, просла‌вите на земли‌;/ волсви‌, из Перси‌ды пресла‌вныя да‌ры принеси‌те;/ па‌стырие, свиря‌юще, Трисвято‌е пе‌ние песновоспо‌йте./ Вся‌кое дыха‌ние да хва‌лит Вседе‌теля.

Удивительно, ведь до праздника ещё далеко. И здесь на наше недоумение отвечает профессор Скабалланович:

«С приближением праздника это приготовление естественно усилить. И вот с такой целью церковный устав, с дальнейшим течением Филиппова поста, вводит в церковные службы кроме праздничных ирмосов специальные предпраздничные песнопения – стихиры. Такое усиление подготовительных к Рождеству Христову песнопений начинается тоже с знаменательного дня Филиппова поста – с памяти первозванного апостола Андрея. Служба апостола Андрея имеет три такие предпраздничные стихиры, причём они заменяют собою богородичны; следовательно, занимают самые видные места в службе (даже вместо догматика поётся одна из этих стихир). Стихиры дышат самым тёплым чувством и высокой поэзией, выделяясь из ряда вообще отличающихся этими качествами наших церковных песнопений. <…> Такие же стихиры и в таком же точно количестве появляются затем в службе святителю Николаю Чудотворцу».

Так, два этих особенных для Русской Церкви святых, апостол Андрей и святитель Николай, удостоились ещё и особых рождественских песнопений в дни празднования их памяти. Думается, что этой особенностью подчёркивается не только значение этих святых, но и их особая миссионерская деятельность: апостол Андрей проповедовал слово Божие, а святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, имея высокий сан, помогал нуждающимся. Это служение людям в духовном и материальном, отмеченное богослужебными текстами, призвано напомнить нам, что Христос приходит и как истинный Бог, и как истинный человек, чтобы подать каждому надежду на жизнь не только земную, но и вечную.