Клир

Иеромонах Галактион (Сергеев Егор Прокофьевич) информация с сайта Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря.

(1874-1938)

Иеромонах Галактион (Сергеев)

Отец Галактион (в миру Егор Прокофьевич Сергеев) родился 4/17 апреля 1876 года в деревне Хлебниково Троицкой волости Московского уезда Московской губернии в крестьянской семье, в которой было 8 сыновей, Егор был четвертым ребенком, старшие его братья – Григорий и Петр. Его родители, Прокопий Иванов и Евдокия Алексеева, занимались крестьянским трудом, но поскольку работа на земле не могла прокормить семью, то почти все крестьянские семьи осваивали еще какое-либо ремесло, подрабатывали на окрестных небольших фабриках, или уходили на заработки в Москву.

В семье Сергеевых издавна занялись изготовлением церковной утвари, написанием недорогих икон, лили свечи. Мать Егора Прокопьевича Евдокия Алексеевна и бабушка Марфа Порфильевна были родом из д. Жостово, которая находится неподалеку от Хлебниково. Многие крестьяне д. Жостово, в т.ч. и предки Егора Прокопьевича по матери и бабушке расписывали подносы, пользовавшиеся большим спросом. От жостовских родственников способности к живописному ремеслу передались детям Сергеевых, а позднее их внукам. С детства дети учились обращаться с красками, готовить доски для икон. Несомненно, научился писать иконы и Егор Прокопьевич, что пригодилось ему в монашеской жизни при исполнении послушания живописца. И хотя Егор закончил только три класса местной сельской школы, по всему видно, что он был одарен художественными способностями и участвовал в семейном промысле. Семья считалась зажиточной, имела свой деревянный дом с надворной постройкой, ригу, лошадь, корову, надел земли. В детские годы Егор вместе с родителями работал в поле.

zosim 29 марта 1898 года 22-х летний юноша, испросив благословение родителей, поступил в Зосимову пустынь. Смоленская Зосимова пустынь, приписная к Троице-Сергиевой Лавре, в эти годы переживала период становления, остро нуждалась в трудниках и жертвователях. В 1897 году настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. В 1899 году вышла книга будущего митрополита и бутовского священномученика, а тогда еще иеромонаха Серафима (Чичагова), посвященная истории обители, что привлекло к ней внимание и послужило ее процветанию. В начале XX века, как бы принимая эстафету Оптиной, Зосимова пустынь просияла своими старцами. Вступивший на иноческий путь юный послушник попал в благодатную атмосферу братской любви, строгого послушания и духовного делания. Наряду с общими послушаниями он нес послушание живописца.

В архивах сохранилось прошение «временного послушника» Георгия Прокофьева Сергеева о принятии в число братства:

В Духовный Собор

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Крестьянина Московской губернии и уезда

Троицкой волости деревни Хлебникова

Георгия Прокофьева Сергеева

Прошение

Проживая в подведомственной Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Смоленской Зосимовой пустыни с 9 марта 1898 года в качестве временного послушника и имея искреннее желание навсегда остаться в означенной обители, прошу Духовный Собор об определении меня в число указанного ея братства, для чего представляю Свидетельство Казенной Палаты от 24 июля 1902 года за № и свидетельство, выданное Московским уездным по воинской повинности присутствием от 16 декабря 1898 года за № от января 28 дня 1904 года.

Крестьянин деревни Хлебникова, Георгий Сергеев … подпись

Из Свидетельства, выданного Московской Казенной Палатой, мы узнаем, что

«он, Сергеев, холост, под судом и следствием не состоит, взысканий на нем нет, родители живы и согласны на увольнение его в монашество, от роду ему 26 лет в 1901 г.»

10 сентября 1904 года Георгий зачислен в «указную братию», с усердием исполняя возложенные на него послушания, в том числе «маляра и синодичного».

Через пять лет «указной послушник Георгий» вместе с другими братьями удостоился пострижения в монашество. По отзыву Строителя Смоленской Зосимовой пустыни игумена Германа, он «поведения очень хорошего, к послушаниям» усерден и способен. Великим постом, 6 марта 1909 года состоялся постриг в мантию, с наречением ему имени «Галактион».

К 1910-м годам число братии увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь. В 1911 году «в виду недостатка в священнослужителях» отец Герман обращается в Духовный Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с прошением рукоположить в иеродиаконский сан монахов Феофана, Галактиона и Илария.

Из послужного списка видно, что:

«… Монах Галактион, 34 лет, холост, домашнего образования, из крестьян Московской губернии определен в послушники Зосимовой пустыни 10 сентября 1904 года, пострижен в монашество 6 марта 1909 года, состоит синодичным, просфорником и живописцем».

Далее читаем в Прошении, что «По испытании означенных лиц в экзаменационной комиссии оказалось, что они достаточно подготовлены для удостоения их рукоположения в священнослужительские саны»6. Сохранилась экзаменационная ведомость, из которой видна степень подготовки братии. Оценки монаха Галактиона: по чтению — 4 (как у всех пяти экзаменующихся), по пению -3 (как у большинства), по церковному уставу – 3 (как у большинства), по катехизису и Священной и церковной истории – 5 (лучший результат). Председатель комиссии – наместник Лавры архимандрит Товия.

В день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, 1 января 1912 года монах Галактион рукоположен во иеродиакона Преосвященным Феодором, епископом Волоколамским «церкви Живоначальной Троицы, что в Троице Сергиевой Лавре».

В том же архивном деле хранится присяга, которую дают все священнослужители. Отец Галактион всю жизнь свою посвятил служению Богу, до последних дней своей жизни оставался верен Церкви. Приводим текст Присяги:

«Я, ниже подписавыйся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому величеству, призываемый ныне к служению иеродиаконскому, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред Святым Евангелием в том, что желаю и, при помощи Божией, всемерно потщусь проходить служение сие согласно со Словом Божием, с правилами церковными и указаниями Начальства. Богослужения совершать и Таинства по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение Веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной церкви и Святых отец; вверяемые попечению души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную; в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо церкви и спасение ближних; в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех Святых.

В заключение сего клятвенного обещания моего целую Слова и крест Спасителя моего. Аминь.

30 декабря 1911 года по сему листу присягу принял Смоленской Зосимовой пустыни монах Галактион.

По исповеди монаха Галактиона препятствий к рукоположению его в сан иеродиаконский не сказалось.

Духовник Смоленской Зосимовой пустыни Игумен Герман».

И еще один документ из архива Зосимовой пустыни за 1913 год: Доклад и резолюция Святейшего Синода «о ношении нагрудных юбилейных знаков в ознаменование трехсотлетия Дома Романовых». Под № 237 значится иеродиакон Галактион8.

Первая мировая война и две революции мало отразились на жизни обители. Хорошо налаженное хозяйство обеспечивало всем необходимым и давало возможность продолжать братии жить по уставу. Но и в это отдаленное тихое место пришло время скорбей: 17 января 1923 года, скончался отец игумен Герман. Через два месяца, в самый праздник Вознесения, обитель была закрыта и, насельники ее должны были искать приюта — кому где придется. Иеродиакон Галактион, подвизавшийся в обители двадцать пять лет, вместе с братией покинул родные стены.

На сайте Преображенского храма села Верзилова есть сведения о том, что иеродиакон Галактион в 1923 году поступил в Киновию Боголюбивой Богоматери при Троице-Сергиевой Лавре, где была организована трудовая артель, а с 1926 г. трудился в храмах Москвы и Подмосковья, работая то сторожем, то истопником.

В 1930 году отец Галактион получил священный сан и определен во священники Преображенского храма села Верзилово Михневского района Московской области. В течение семи лет отец Галактион был настоятелем Преображенского храма.

25 марта 1938 г. иеромонах Галактион был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности по ст. 58 п. 10. ч. I УК. Из справки на арест узнаем, что причиной ареста послужили критические высказывания Батюшки против власти. Лжесвидетели К-ов, З-ин, К-нов в своих оговорах приписывали священнику слова оправдания фашизма. Но даже и в этой злой клевете слышится отголосок действительных высказываний отца Галактиона: критерием оценки разных партий для него было отношение этой партии к Богу.

Поместили иеромонаха Галактиона в Каширскую тюрьму. 27 марта на допросе Батюшка, отвечая на вопросы следователя, достаточно подробно рассказал о своей жизни. Но в протоколе ничего не сказано, как он отвечал на обвинение себя в к/р деятельности (или страница не сохранилась, или отец Галактион не оправдывался). 14 июня 1938 г. судебная тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области постановила «Сергеева Егора Прокофьевича РАССТРЕЛЯТЬ».

Приговор приведен в исполнение 1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 62-летнй отец Галактион расстрелян на Бутовском полигоне. 31 июля 1989 года иеромонах Галактион (Егор Прокофьевич Сергеев) реабилитирован постановлением прокуратуры Московской области.

1 Имя отца Галактиона в документах варьируется, поскольку в паспорте записано — Егор, в крещении – Георгий.

2 В метрических книгах села Хлебникова значится год рождения 1876, в протоколе допроса -1874.

3 Их имена с адресами указаны в Анкете арестованного в марте 1938 года.

4 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. № 16524.

5 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, ч. IX, д. № 17399.

6 РГАДА. Ф. 1204, оп. 13, д. № 17793.

7 Там же.

8 РГАДА. Ф. 1204. оп. 1. Д. № 1801.

9 При составлении жизнеописания использованы материалы сайтов Смоленской Зосимовой пустыни.