Каждый из нас осознает необходимость наличия представлений о нормах поведения в общественной жизни, и то, что отсутствие их может породить много проблем. И в Церкви Христовой тоже существуют сложившиеся формы поведения, которые получили общее наименование — церковный этикет.
Например, часто бывает, что человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как правильно составить то или иное письмо, адресованное в ту или иную церковную организацию.
Люди, находящиеся в церковной ограде, стремятся к совершенствованию и тоже учатся терпимости и взаимной корректности поведения. И, конечно, путь к высокому евангельскому идеалу жертвенной любви и воплощение его в жизни, весьма долог. А реальность, зачастую, лишь отчасти напоминает идеал.
Вежливость в церковной ограде может быть следствием реального опыта приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) – это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это и иностранное, но бояться его не нужно.
Ведь что такое вообще этикет? Этикет – это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский, то есть это — форма поведения. Но специфика церковного этикета связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека — с почитанием Бога. В определенные периоды XX века, было насильственно прервано немало традиций. Традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши предки впитывали с детства, что становилось для них естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, складывались на протяжении долгого времени и основывались на христианском вероучении. В настоящее время значительную часть прихожан составляют люди, не знающие этих традиций в полной мере.
Существует мнение, что «манерничать ни к чему», так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать.
Так, Понтий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает такое толкование своему жесту: «Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок бесчестен». Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного «хорошего тона». «Плохой тон» в храме может стать преградой малоцерковного человека на его пути к Богу. Церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.
Поведение в храме
Православный храм – место особенного присутствия Божия. Вести себя в храме нужно стремиться благоговейно.
К службе желательно приходить заблаговременно, за 10-20 минут, чтобы до начала богослужения подать поминальные записки, помолиться перед храмовыми иконами. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины, согласно традиции, входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной. Телефон желательно переключить в беззвучный режим, чтобы его звуки не помешали вам и молящимся рядом с вами.
В храме не принято говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.
Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить. Подпевать хору можно тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».
Сидеть в храме дозволяется по необходимости, например, в следствие сильного утомления. Не принято сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, желательно присоединиться к ним. На территории храма и церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). Без крайней необходимости в это время нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, следует негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.