История

Л.С. Никитина, В.В. Зинчик Историческая справка по архивным материалам РГАДА, ЦИАМ, ОПИ ГИМ, литературным источникам.

1577 г. – первое письменное упоминание о сельце Верзилове на речке на Коширке Коневского стана Коломенского уезда Московской губернии в самой ранней сохранившейся писцовой книге. В окрестностях Верзилова было два села: в двух верстах на речке на Березенке с. Шматово, «а в селе храм Успения
Пречистые Богородицы, да придел Поросковея, нарицаемая Пятница, древяна, клетцки», и в трех верстах ниже по течению речки Коширки при впадении в нее «речки Язвиче (Язовки) с. Меншое Воронино, а в нем церковь Архистратига Михаила, древяна, клетцки». Неизвестно, прихожанами какого из этих храмов были жители сельца Верзилова.

1627 г. — в писцовой книге впервые упоминается село Верзилово, сведения о церкви и притче церковном отсутствуют. На месте села Меньшое Воронино стала пустошь.

1657 г. — в Приходных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «Коломенский
уезд. Десятина Малинская. Церковь Архангела Михаила в Верзилове». В смутное время, видимо, из разоренного села Меньшое Воронино церковь была
перенесена в возрожденное на месте пустоши Верзилово.

1705 г. — в переписной книге Коломенского уезда впервые приводятся сведения о новой
церкви и церковном притче: «За столником за князь Никитою княж Федоровым сыном Мещерским село Верзилово, а в нем церковь Преображения Господня, (двор) поп Иван Ефимов, у него сын Василей двадцати лет, (двор) дьячек Иван Григорьев тридцати лет да десять дворов крестьянских (в них – 27 чел. мужеска полу)».

1715 г. — в переписной книге Коломенского уезда имеются важные уточнения: «Село Верзилово, а в том селго церковь Преображения Господня древянная, а в той церкви. служет (то есть церковь действующая, дописано другими чернилами). (Двор) Поп Никита Григорьев сорока, у него жена Авдотья Терентьева дожи тридцати пяти. У них дети Василей двенадцати, Мария трех лет, Анна полугоду. (Двор) Поп Иван Ефимов штидесят два, у него жена Федора Сидорова дочь семидесят. У них сын Василей тридцати пяти во дьяконех, у него жена Матрена Иванова дочь тридцати четырех, у них дочь Федосья полугоды».

1740 г. — в самой ранней сохранившейся Метрической книге Коломенского уезда Каширской десятины села Верзилова церкви Преображения Господня впервые становится известным приход: «вотчины поручика князя Петра Семенова сына Мещерскова село Верзилово и селцо Колычево, вотчина столника князя Андрея Афанасьева сына Мещерскова селцо Петрово, вотчина шталъ местера Алексея Гаврилова сына Маркова селцо Петрово, Архангельского Собору что в Москве попа Василия Семенова сына деревня Ловцовая, помещика Антипия Васильева сына Кислинскова селцо Черемисино»(входило в приход по 1748 г.).

В 1745 году приход состоял из 40 дворов, в них проживало 383 лица мужского пола и 409 – женского. Вторая половина 40-х гг. XVIII в. – начато строительства каменной церкви Преображения Господня в селе Верзилове капитаном князем Петром Семеновичем Мещерским. Церковь была построена без приделов, покрыта тесом. Были возведены холодная настоящая, теплая трапезная и колокольня. Завершал  строительство и убранство новой церкви после смерти своего брата в 1749 г. полковник князь Григорий Семенович Мещерский. В Клировой ведомости за 1821 г. записано: «Построена тщанием господ Мещерских а в которых летах о том храмозданнойв церкви неимеется». Строительство и деревянной, и каменной церкви.

Преображения Господня не было одобрено Коломенским епархиальным руководством, — в документах епархии в селе Верзилове записана церковь
Архистратига Михаила (или Михаила Архангела) Малинской десятины. 1754 г. — установлен штат свяшенно и церковнослужителей церкви: священник, дьякон, дьячок и пономарь. Штат оставался неизменным до 1888 г. 60-е годы XVIII в. – вследствие проводимой секуляризации (обращения монастырской и
церковной собственности в собственность государственную) деревня Ловцово стала ведомства Государственной Коллегии Экономии. 1770 г. — на Геометрическом специальном плане села Верзилова впервые указаны размеры церковной земли (под церковью и кладбищем четыреста квадратных
сажен) и земли, впервые назначенной «на довольствие священно и церковнослужителей в том селе церкви Михаила Архангела» (пашенной земли
тридцать четыре десятины шестьдесят квадратных сажен, сенных покосов одна десятина двести квадратных сажен, под строением священно и
церковнослужителей две тысячи квадратных сажен, под речкою Крапивенкою сто сорок квадратных сажен, всего площади тридцать шесть десятин). Подписал план «села Верзилова церкви Преображения Господня иерей МатфийТрифонов».

1814 г., мая 2 дня – дозволение Высокопреосвященнейшего Августина, Епископа Дмитровского и Святотроицкой Сергиевой Лавры Архимандрита, орденов
Святого Александра Невского и Святой Анны 1-го класса кавалера, тайной советнице княгине Анне Федоровне Шаховской устроить в вотчине ее,
Серпуховской округи в селе Верзилове, в каменной церкви во имя Преображения Господня «по удобности места во отделении трапезы теплой
придел во имя Архангела Михаила».

1814 г., октября 19 дня — Серпуховской округи Благочинным села Савельева священником Василием Прокопиевым в селе Верзилове в церкви Преображения Господня освящен по чиноположению в трапезе придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

1832 г. — в приделе «в угле на запад оказалась разседина».

1834 г. — из-за «разседины» придел стал холодным.

1835 г., декабрь — первая кража утвари из церкви. Похитители не были «открыты, по чему Правительством определено деньги за те похищенные вещи взыскать с прихожан» (крестьян). Было взыскано в пользу церкви триста тридцать рублей «монетою» и семьдесят рублей девяносто копеек ассигнациями. При церкви была построена сторожка, церковь стала охраняться.

1846 г. — в Клировых ведомостях отмечается, что церковь «не совсем крепка от оказавшихся в приделе седин; покрыта тесом, который от давности приходит в ветхость. На исправление всех ветхостей и для распространения трапезы дано от Высокопреосвященнейшего Филарета дозволение по прошению княгини Шаховской Натальи Дмитриевны» (урожденной Щербатовой, вдовы князя Федора Петровича Шаховского, сына княгини А.Ф. Шаховской).

1847 г. — настоящая церкви была покрыта железом.

1848 г., апрель – начато строительство «придельной церкви с колокольней». Автор проекта – архитектор Н.А. Зборжевский. Затраты на построение этой церкви, согласно составленной им сметы, должны были составить шесть тысяч пятьсот два рубля тридцать копеек. Осуществлял строительные работы («трапезу и колокольню сломать, кирпич очистить и в клетки поставить, а оные по выданному плану и фасаду в лучшем виде вновь построить; обрешетить и покрыть железом; также все места очистить и землю вырыть под бут») Владимирской губернии и уезда, вотчины помещика Ивана Гавриловича
Колькольцева, деревни Бородиной крестьянин Петр Кузмин Куницын и его рабочие люди. За означенные работы, кроме полов, им взято с княгини
Н.Д. Шаховской тысяча четыреста двадцать восемь рублей пятьдесят семь копеек серебром. В конце года «придельная церковь хотя вчерне была и
сооружена, но внутри еще не устроена».

1849 г. — завершено строительство придельной церкви. С начала года в приделе теплом по правую сторону во имя Архангела Михаила началось сооружение иконостаса с отдельными реставрационными работами. Подрядился делать иконостас вольноотпущенный живописец Иван Юрьев Турчанинов за пятьсот четырнадцать рублей тридцать копеек серебром. В конце года придел был освящен.

1850 г. — с этого года в Клировых ведомостях стали писать: «Настоящая церковь построена когда и кем неизвестно, придельная же сооружена тщанием княгини Натальи Димитриевны Шаховской в 1849 году». Придел теплый по левую сторону во имя Рождества Пресвятой Богородицы в этом году не был устроен. Крестьяне деревни Лавцова просили у княгини Н.Д. Шаховской «место для сооружения предела в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но оказались к сооружению онаго не в силах».

1851 г. — «с помощью Божиею и усердием доброхотных дателей» и по просьбе князя Дмитрия Федоровича Шаховского, старшего сына Н.Д. Шаховской, ставшего владельцем села Верзилова, работы в церкви были продолжены, придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы был устроен, но не освящен.

1852 г. – освящен придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все работы по строительству, устройству и убранству придельной церкви осуществлялись под строгим непосредственным руководством и с подвижническим участием иерея Иоанна Яковлева Лаврова, настоятеля Спасо-Преображенской церкви.

1854 г. — по прошению владельца сельца Колычева, действительного статского советника, камергера Петра Александровича Новикова в Московскую Духовную Консисторию это сельцо было «отчислено» в приход села Шматово.

1857 г. — провис горизонтальный потолок в придельной церкви из-за технических просчетов при его строительстве. На устройство потолка Н.Д. Шаховская
потратила триста тридцать два рубля пятьдесят копеек.

1870 г. — близ церкви отведена дополнительная территория под новое кладбище (150 квадратных сажень).

1887 г. — в придельной церкви пол из лещади заменен новым каменным.

1888 г. — в соответствии с реализацией Указа Святейшего Синода от 10 мая 1869 г. № 20 «О составлении нового расписания церквей и составе в них причтов» установлен новый штат причта церкви: священник и псаломщик.

1890 г. — открыта церковно-приходская школа. С 1907 года попечителем ее был крестьянин села Верзилова И.Н.Гусев.

1900 г. — построена новая церковная ограда «с кирпичными столбами и с проволочными витыми решетками» по плану, составленному мастером каменных работ деревни Лавцова Петром Федоровым Кондратьевым. За составлением плана следил приходский священник Сергей Лихачев. Оградой было обнесено пространство в 551 кв. сажень, при этом по восточной и западной стороне ограда имела 19 сажень, по северной и южной – 29 сажень.

1903 г. — поднятие нового больших размеров колокола (вес его в настоящее время устанавливается по архивным документам) на церковную колокольню. Самое значительное пожертвование на новый колокол (1652 рубля) было сделано семьею Дмитрия Панкратова из деревни Ловцовой.

1929 г., декабрь – представителями сельского совета без согласия населения была закрыта церковь, при этом «в храме были произведены крупные поломки», в том числе и «расстрел икон». Верующие добились открытия церкви только осенью 1930 года.

Больше церковь представителями власти не закрывалась. До 1917 г. в церкви Преображения Господня служило: священников – 19, дьяконов – 10,
дьячков – 14, пономарей – 7, псаломщиков – 3.

Справка составлена по архивным материалам РГАДА, ЦИАМ, ОПИ ГИМ, литературным
источникам.